Да что делают, гады… На Шпицбергене в бывшей угольной шахте построили мировое хранилище семян, правительство потратило $9 млн., а у нас ради застройщиков готовы коллекцию, которая собиралась почти сто лет потерять…
Уникальная коллекция семян и растений, сохраненная работниками института имени Вавилова в блокаду Ленинграда ценой собственных жизней, может быть утеряна в результате судебного решения, подтверждающего передачу земель института под жилищную застройку.
Московский арбитражный суд отклонил второй иск Павловской опытной станции, входящей в структуру института, против решения Росимущества передать ее территорию Фонду содействия развитию жилищного строительства (РЖС) под строительство жилья.
На территории станции, находящейся в Ленинградской области, хранится коллекция, начало которой было положено ученым Николаем Вавиловым в 1920-е годы. Многие образцы не существуют больше ни в одной стране.
Мировое научное сообщество призвало российское руководство остановить уничтожение коллекции.
Во время блокады Ленинграда в период Второй мировой войны 12 сотрудников института растениеводства имени Вавилова умерли от голода, спасая коллекцию, хотя семена риса, гороха, кукурузы, пшеницы помогли бы им выжить.
Два земельных участка площадью 19 и 71 гектаров, находившихся в постоянном бессрочном пользовании Павловской опытной станции, были переданы Фонду РЖС распоряжениями Росимущества от 25 декабря 2009 года.
Институт Вавилова обратился в арбитражную инстанцию с требованием признать эти распоряжения недействительными, однако в апреле 2010 года суд отклонил исковое заявление по первому из участков.
Согласно судебному решению, участок в соответствии с генпланом Санкт-Петербурга расположен в границах функциональной зоны застройки односемейными жилыми домами.
На земле, которую передают фонду – не только коллекция растений, но и комплекс построек станции, в том числе административное здание и склад ядохимикатов.
В одночасье
Как рассказал bbcrussian.com директор Павловской опытной станции Федор Михович, руководство станции и института намерены подать апелляцию по решениям относительно обоих участков в арбитражный суд высшей инстанции.
Ученые пытаются выйти напрямую на президента Дмитрия Медведева через представителя Общественной палаты. До этого они безрезультатно обращались к чиновникам всех рангов, объяснил Михович – от премьера Владимира Путина до лидера КПРФ Геннадия Зюганова.
Между тем, по данным директора станции, с 23 сентября первый из участков, на котором расположена часть коллекции кормовых культур, выставлен на аукцион на продажу. Право аренды на 5 лет оценивается в 98 млн рублей.
"Для переноса коллекции плодово-ягодных и декоративных культур необходимо минимум 10-15 лет. Никто не будет столько ждать, чтобы построить коттеджи – они хотят все сделать в одночасье", - уверен Федор Михович.
По его словам, главным основанием для изъятия земель Фондом РЖС на сегодняшний момент является неэффективное использование земель.
15 лет назад институт оформил право на постоянное бессрочное пользование спорными участками. В 2009 году на станцию приехала комиссия, в составе которой были представители фонда и российского правительства. Она подтвердила, что земля используется эффективно.
К таким же выводам пришли еще четыре комиссии – среди проверяющих ведомств были Росприроднадзор и Росимущество. Поэтому распоряжения последнего стали для сотрудников станции полной неожиданностью.
При этом существование станции обеспечивается ее собственной сельскохозяйственной деятельностью, поясняет Федор Михович – денег государство не выделяет.
В пресс-службе Фонда РЖС агентству РИА Новости заявили, что сельскохозяйственное использование спорных участков "существенно стесняет дальнейшее развитие территории Пушкинского района Санкт-Петербурга".
Кафкианская логика
В мировом научном сообществе планы по застройке территории Павловской опытной станции вызвали возмущение.
Глобальный фонд по разнообразию сельскохозяйственных культур призвал российское руководство остановить уничтожение ценнейшей коллекции.
"По горькой иронии судьбы эта намеренная попытка уничтожения растительного разнообразия, по крайней мере, в моей жизни, произошла не где-нибудь, а в России – стране, заложившей идею современных генбанков",- заявил директор фонда Кэри Фаулер.
По его словам, перенос даже небольшой части коллекции маловероятен из-за логистических и технических сложностей.
Так, при перемещении ее за границу вероятны правовые проблемы и трудности с прохождением фитосанитарного карантинного контроля.
"Застройщик руководствуется логикой одного из персонажей романа Кафки: коллекция Павловской станции бесценна, значит ей нет цены, следовательно - коллекция совершенно бесполезна", - уверен Фаулер.
Самый известный проект фонда, который возглавляет Фаулер, - глобальное зернохранилище на острове Шпицберген, где в туннеле сохраняются образцы семян основных сельскохозяйственных культур. На сайте фонда предлагается поддержать обращение к президенту Медведеву о сохранении Павловской станции.
Гендиректор Международного центра сельскохозяйственных исследований биологического разнообразия Эмиль Фризон в своем письме к российскому лидеру подчеркивает, что коллекция станции может быть использована в борьбе за здоровье населения планеты в связи с ростом хронических и сердечно-сосудистых заболеваний.
"У нас есть научные заключения о том, что растительные генетические ресурсы, сохраняемые на Павловской опытной станции, могут способствовать разработке более здоровых диет благодаря наличию сортов с ценнейшими питательными свойствами, 90% которых нет нигде", - говорится в обращении.
Реакции властей на эти обращения пока не последовало.
Полтора месяца назад похожие события произошли в Сочи: там в преддверии Олимпийских игр 2014 года была уничтожена часть уникальной коллекции Всероссийского научно-исследовательского института цветоводства и субтропических культур.