Пять лет назад было подписано соглашение между Россией и Германией о строительстве газопровода «Северный поток» (Nord Stream) через Балтийское море, пока построена половина первой нитки. Проект, вообще-то, довольно спорный с экономической точки зрения. Но речь не об этом. Основным акционером Nord Stream AG является ОАО «Газпром» (51%), есть еще Wintershall Holding (дочернее предприятие BASF SE) и E.ON Ruhrgas (по 15,5%), N.V. Nederlandse Gasunie и GDF Suez S.A. (по 9%). Так вот, интересно трепетное отношение Газпрома к культурному наследию других стран.
На сайте Nord Stream (http://www.nord-stream.com/) довольно много об экологии и об археологии, в том числе и о новейших результатах подводных археологических исследований этого года.
Несколько цитат из статьи этого года, опубликованной в издании “Нептун - Водолазный проект” (www.vodolaz-project.ru) за подписью компании Nord Stream (курсив и выделение – мои, P.S.)
При планировании такого масштабного строительного проекта, как Nord Stream, необходимо учитывать, что проект может влиять на объекты культурного наследия, которые представляют собой свидетельство прошлой и нынешней деятельности человека. Ресурсы культурного наследия конечны и невозобновляемы, каждый объект может содержать уникальную и ранее неизвестную информацию. Тот факт, что подводная культурная среда в большей степени свободна от эксплуатации, чем наземная, только добавляет потенциальной археологической ценности подводному культурному наследию в Балтийском море.
В связи с национальным характером законодательства в странах Балтийского моря, государственные органы этих стран в первую очередь собирают информацию об объектах культурного наследия в пределах своих территориальных вод. Конвенция ООН по морскому праву, которая была ратифицирована многими странами Балтийского региона за последнее десятилетие, обязала эти страны защищать и сохранять археологические и исторические объекты, найденные в морских районах также за пределами национальной юрисдикции.
Компания Nord Stream взяла на себя ответственность сохранять объекты культурного наследия и тесно сотрудничает со специалистами по археологии и ответственными национальными государственными органами. Во всех странах культурное наследие охраняется законом, властями разработаны процедуры, позволяющие избежать воздействия строительства на объекты культурного наследия. Компания Nord Stream провела комплексные исследования по поиску ранее неизвестных и потенциальных объектов культурного наследия. Ответственные государственные органы следили за ходом данных исследований. На дне Балтийского моря, как известно, находится большое количество затонувших судов. Некоторые кораблекрушения не имеют археологической ценности, тогда как другие уникальны по своим методам строительства, степени их сохранности или историческим особенностям. Целостность рэков зависит от ряда факторов, в частности от того, как было разрушено судно, от условий на морском дне. Находясь на морском дне, рэки могут подвергаться физическому уничтожению в результате траления. Тем не менее, рэк не обязательно должен быть в полной сохранности, чтобы представлять археологический интерес. Даже некоторые сильно разрушенные корабли могут дать ценную информацию после тщательного расследования. Подробные исследования проводились для того, чтобы проложить оптимальный и экологически безопасный маршрут трубопровода. Кроме того, выбранный маршрут должен быть приемлемым с точки зрения охраны культурного наследия. Приоритетной задачей компании Nord Stream при планировании маршрута было сохранение объектов культурного наследия. Область проведенных исследований – полоса шириной около 2-х километров (по одному километру по обе стороны от трубопровода). Исследования состояли в сборе и обработке изображений морского дна вдоль маршрута трубопровода с помощью гидролокатора бокового обзора и дистанционно управляемого подводного аппарата (ROV), оснащенного камерами для визуальных инспекций, а также градиентометра для обнаружения ферромагнитных объектов.
И ещё, в разделе о шведском секторе:
Известно, что в эпоху мезолита части отмели Сёдра Мидшо, расположенной к югу от островов Оланда и Готланда, были сушей. Поэтому есть вероятность найти остатки поселений и/или сезонных охотничьих лагерей в зоне, в настоящее время находящейся под водой. По данным бюро Шведского комитета национального наследия (RAA), береговая линия Блекинге (примерно 75 км западнее трассы трубопровода) была 10 000 лет назад примерно на 20 м ниже. Поэтому вполне вероятно, что подводные поселения каменного века находятся на глубине 20 м и менее.
И о датском секторе:
В районах, прилегающих к острову Борнгольм, подводные поселения и древние подводные леса могут быть обнаружены на глубинах до 40 метров, хотя пока что в ходе исследовательских работ никакие подводные объекты не были выявлены. В этом районе под водой находятся древние подводные леса, о существовании которых знают местные рыбаки. Хотя сами по себе леса имеют небольшую археологическую ценность, но по ним можно получить ценную информацию об изменениях уровня моря в этом районе.
Само собой, “такое бережное отношение к артефактам со стороны строителя NordStream, мажоритарием которого является российский газовый монополист «Газпром», вызвано не только стремлением сохранить реноме. По Конвенции ООН по морскому праву, археологические и исторические находки в международных водах должны быть защищены и сохранены”.
Еще Nord Stream оказывает спонсорскую поддержку шведскому проекту по морской археологии HUMA (Heritage Underwater – Maritime Archeology, сайт ). Притом к работе стараются привлекать как можно больше народу. “Каждый год дайверы на добровольной основе участвуют в проекте HUMA, учатся работать с оборудованием и производить раскопки”.
И вообще, за границей Газпром – просто сама открытость и любезность. “Строители работают в тесном контакте с неформальными организациями, научными и экологическими обществами. Например, чтобы не помешать нересту сельди в бухте Грайфсвальд, начало укладки труб по рекомендации экологов перенесли с начала апреля на середину мая”.
Комментариев нет:
Отправить комментарий