Когда-то меня очень удивили строки из дневника В.И.Вернадского:
«Я считаю себя глубоко религиозным человеком. Могу очень глубоко понимать значение, силу религиозных исканий, религиозных догматов. Великая ценность религии для меня ясна не только в том утешении в тяжестях жизни, в каком она часто оценивается. Я чувствую ее как глубочайшее проявление человеческой личности. Ни искусство, ни наука, ни философия ее не заменят, и эти человеческие переживания не касаются тех сторон, которые составляют ее удел. А между тем для меня не нужна церковь и не нужна молитва. Мне не нужны слова и образы, которые отвечают моему религиозному чувству. Бог – понятие и образ, слишком полный несовершенства человеческого».
Потом я стал понимать, что в общем-то каждый ученый может считать себя в определенном смысле религиозным – невозможно исследовать законы Природы, если не верить в существование этих законов, чувствовать какой-то скрытой от нас порядок, гармонию…
Подробно отношение Вернадского к религии рассматривается в статье Молчанова, или в комментариях к ней (например, здесь). Но сейчас не об этом. Вот образец “диалектического подхода” по отношению к Вернадскому нынешних идеологов православия.