В августе 2015 я участвовал в экспедиции на архипелагах Новая Земля и Земля Франца Иосифа. Эти работы выполнялись Отделом литогеодинамики и металлогении осадочных бассейнов ВСЕГЕИ в рамках Государственного контракта “Создание полимасштабной геолого-картографической модели Центральной и Западной Арктики” и договора с НК “Роснефть”.
Вся экспедиция заняла 25 дней, из них на маршруты пришлось 14 дней (11 дней заняли переходы судна). В качестве транспортного средства использовался НИС «Алдан» принадлежащее ЗАО Белфракт, г. Архангельск.
Команда корабля начитывала 12 человек, капитан А.М. Загибалов. В экспедиции участвовали сотрудники ВСЕГЕИ Н.Н. Соболев (научный руководитель), Е.О. Петров (начальник партии), Е.А. Кораго, П.В. Рекант, П.О.Соболев, А.В. Шманяк, С.В. Юдин, палеомагнитологи из ИНГГ СО РАН Н.Ю.Матушкин и Н.Э.Михальцов, а также геологи Д.А. Черепанов (Роснефть), Н.Г. Зверьков (МГУ), В.Б. Ершова (СПбГУ) и А.В. Прокопьев (Институт геологии алмаза и благородных металлов СО РАН).
Целью работ являлось уточнение геологического строения архипелага на основе геологического доизучения ряда ключевых районов и проведения специализированных исследований: литолого-стратиграфических, структурно-тектонических, палеомагнитных, изотопно-геохимических и изотопно-геохронологических. Проведено изучение разрезов и отбор образцов магматических и осадочных пород на разные виды анализов для их датировки, выяснения особенностей литологического и количественно-минерального состава, нефтегазоматеринских и коллекторских свойств.
Новая Земля (Северный остров)
Земля Франца-Иосифа
Нам достаточно везло с погодой и с ледовой обстановкой. На Новой Земле первые дни было просто жарко, температура достигала 10-15 °C. Даже на земле Франца Иосифа временами проглядывало Солнце. Кстати, именно с этих скал на мысу Тегетхофф началось открытие архипелага. Один из руководителей Австро-Венгерской экспедиции Юлиус Пайер записал: «Достопамятен был день 30 августа 1873 года (79º43' сев. широты и 59º33' вост. долготы): он принес нам такую неожиданность, какая могла бы сравниться разве только с возрождением к новой жизни — так она была велика. Было около полудня. Мы стояли, облокотившись на борт и смотрели в облака тумана, между которыми изредка проскакивал солнечный луч, как вдруг заметили в одном из таких промежутков далеко на северо-западе суровые скалистые горы. Через несколько минут перед нашими глазами предстала в солнечном сиянии прекрасная альпийская страна!»
Море также было достаточно спокойным, сильно качало только пару дней на переходе до Новой Земли и обратно. Проблем с ежедневной высадкой на берег почти не было, обычно использовали и катер, и резиновую лодку, только один пришлось высаживаться в условиях сильного прибоя.
Также было непросто пробираться на резиновой лодке среди льдин в бухте Тихой, Земля Франца Иосифа.
Из других проблем можно вспомнить несколько встреч с белыми медведями, которые нарушали запланированные маршруты. Один раз пришлось стрелять четыре раза, прежде чем медведь решил, что не стоит больше к нам приближаться и повернул в другую сторону. В то же день мы обнаружили, что медведь раскидал вещи, оставленные на месте выброски на берег в самом начале маршрута. В частности, он уволок гидрокостюм. Как сказал один из участников экспедиции: «Жизнь у белых медведей бессмысленная и беспощадная». Может хоть этот гидрокостюм для них будет ярким событием лета…
Ну, и по собственной дури я растянул голеностоп (прокатился по снежнику). Потом ковылял несколько месяцев с фиксатором. А в поле вместо него неплохо работал сапог. Наверное, я был первым ненормальным, который полез на эту гору с растяжением.
Комментариев нет:
Отправить комментарий