понедельник, 9 мая 2016 г.

Блокадные открытки

Я уже писал о блокадной серии открыток, которая досталась мне от мамы. Теперь я набрал текст на обратной стороне каждой открытки и расположил их в хронологическом порядке. Я позволил себе некоторые минимальные правки (некоторые знаки препинания, расшифровки сокращений, цифр) и комментарии.

В комментариях также есть название картины, которая была использована для открытки,  и немного о художниках (что удалось быстро найти в интернете). Впечатляет разнообразие фамилий и жанров.

Там же я привожу некоторые факты для соответствующих дней из книги А.В.Бурова “Блокада день за днем” (Л., Лениздат, 1979). Эта книга оцифрована и есть в интернете.

Ленинград, 18 октября 1942 г.

Римуся! Милая моя доченька! Как знакома тебе эта картинка! Ты сама на ней и сфотографирована. Храни коллекцию таких картинок как исторические документы великих дней твоего любимого города. Я здоров. Пишу ночью на посту при электрическом свете. Сыровато помещение и холодновато, но одет я тепло – даже в ватные брюки. Ночь темная, изредка слышна канонада. Не скучай, моё золотце. Учись прилежнее и люби маму, и слушай ее. Целую. Папа

PS Название открытки: “Ленинград в дни Отечественной войны. На Неве”. На самом деле это картина, художник Г.П. Фитингоф. Вот здесь немного о его жизни. Оказывается, я читал множество книг с его замечательными иллюстрациями! Надо еще сказать, что наша квартира была на проспекте Добролюбова, совсем недалеко от Невы, так что, конечно, этот сюжет маме был хорошо знаком. Из хроники: “Противник сегодня дважды подвергал город обстрелу”.

Ленинград, 22 октября 1942 г.

Милая моя дочурка и мама! Три дня вам не писал, что необычно и долго не был [дома], очень занят – спать некогда даже. Это не значит, что я о вас забыл. Сейчас три ночи, а в семь надо вставать. Я здоров и благополучен, чего и вам желаю. Может письма есть от вас? Завтра получу, сбегаю домой и тогда еще вам напишу. Крепко целую, любящий вас папа. Петр. А завтра поплачу о моем милом Юруське.

PS “Ленинград в дни Отечественной войны. Игра в мяч”,  еще одна картина Г.П. Фитингофа. Юра умер 23 декабря 1941 г. Из хроники: “Город в этот день трижды подвергался обстрелу”.

Ленинград, 23 октября 1942 г.

Пусть эти строки, с родным, знакомым, близким к нашему дому видом напомнят вам о том, как когда-то мы счастливо жили и украшением и счастьем этой жизни был наш дорогой, незабвенный, милый-милый Юра. Десять месяцев сегодня с того трагического дня, когда его не стало, когда померкло для нас солнце и жизнь потеряла свою прелесть. Со скорбью в сердце – целую вас. Петр. Папа

PS “Ленинград в дни Отечественной войны.  Налет в лунную ночь”. Художник М.Г. Платунов. Это известный русский-советский живописец и график.

Ленинград, 25 октября 1942 г.

Доченька моя хорошая! Ответь мне, есть ли у кого из твоих подруг такой папа, который чаще твоего пишет своей дочке письма. Я тебе позавчера послал два пакета с историей, вчера с хрестоматией. Завтра схожу купить атлас. А раз ты в хоровом кружке, то прилагаю и песню. Смотри, учись лучше и слушайся, не груби и не обижай мамочку. Целую тебя крепко. Папа

PS Название открытки: “Ленинград в дни Отечественной войны. У Исаакиевского собора”, художник В.А. Каменский (по-видимому, он же известный архитектор).

Ленинград, 31 октября 1942 г.

Дорогая доченька!  Вот уже неделю, как от вас не имею вестей. Правда, три дня дома не был и буду лишь завтра. Может и есть письма. Я по-прежнему живу благополучно. Много, доченька, приходится по защите твоего любимого города. Шумно последние дни и я радешенек, что ты спокойно занимаешься, а не дрожишь между дверьми. Учись усердно. Слушай мамочку. Поцелуй ее за меня и передай привет всем. Целую крепко и горячо. Папа

PS Открытка называется “Ленинградский фронт. Взлет советского истребителя в сумерки”. Н.И. Пильщиков. Этот художник был в войну боевым летчиком! Из хроники: “ Фашистские артиллеристы обстреляли Ленинград в час ночи… Ночью же фугасной бомбой разрушен двухэтажный дом на Сергиевской улице.”

 

Ленинград, 10 ноября 1942 г.

Римуся! Эти дни и ночи похожи на прошлогодние. Очень я рад, что вас здесь нет. Я здоров и благополучен. Посылаю тебе свою (хотя и нехорошую) фотокарточку любительской работы. Ты найдешь, что я постарел, или нет? Игорю отдельно также посылаю зверюшек. Целую мамочку. Ей письмо посылаю одновременно. Вчера я послал тебе две тетрадки и географический атлас. Папа.

PS Открытка “Ленинград в дни Отечественной войны. На страже города”. А.В. Васильев.  После войны этот художник стал известным архитектором. Хроника: “… Фашистская авиация неоднократно пыталась сегодня нанести удар по Ленинграду с воздуха. Шесть раз в городе объявлялась воздушная тревога. Но пробиться к цели вражеские самолеты так и не смогли. Противник обстрелял Ленинград из орудий…”.

Ленинград, 14 марта 1943 г.

Дорогой мой зайчик! Вид этой картинки ты в натуре наблюдала вместе с моим ненаглядным соколом. Это так близко к твоему дому и воспоминание, которое останентся на всю жизнь. Сегодня воскресение, немного свободнее. На улице солнце и тает лёд. Целую! Папа. Петр Карпецкий [подпись]

PS Открытка “Ленинград в дни Отечественной войны. Пожар Госнардома”, художник М.А.Шепилевский, еще один известный художник-архитектор. Название картины, похоже, не совсем точно. До войны в саду Госнардома (за Зоопарком, около Кронверка) находились знаменитые “Американские горы” (о них можно почитать здесь). Они сгорели после воздушного налета 16 октября 1941 г., внутри оказались склады продовольствия. Мама рассказывала, что потом многие там выковыривали блокадное “лакомство” - землю с жженым сахаром. Из хроники: “Артиллерийский обстрел города продолжался 1 час. За это время разорвались 74 снаряда”.

Ленинград, 28 сентября 1943 г.

Римуся! Это в твой исторический альбом исторический рисунок. Он печален, но силен впечатлением. У меня все хорошо. Жду со дня на день выезда и сердце изныло в ожидании. Целую! Папа. Петр Карпецкий [подпись]

PS Открытка “Ленинград в дни Отечественной войны. Нарвские ворота”, художник Э.А. Будогоский, один из мастеров книжной гравюры. Хроника: “Очень тяжелый день. На город обрушился град снарядов. Обстрел, начавшийся в 8 часов 35 минут, прекратился только в 17 часов 20 минут. Но через час он возобновился”.

Ленинград, 6 октября 1943 г.

Дорогая Римуся! Я пять дней не писал, думая поехать, т.к. вопрос вот-вот решается положительно, но опять на несколько дней задержка, поэтому делать нечего, приходится писать. Я здоров и все в порядке, нового ничего нет, в городе и дома спокойно. Приеду скоро-скоро, мое солнышко и твоя дорогая мама! Целую вас крепко. Петр Карпецкий [подпись]

PS Открытка “Верхне-Лебяжий мостик”, Заслуж. деят. иск. худ. А.П. Остроумова-Лебедева, это имя не нуждается в комментариях. Из хроники: “… Город в этот день более трех часов обстреливала вражеская артиллерия…”

Комментариев нет:

Отправить комментарий