четверг, 9 июля 2009 г.

Первый полярный летчик

Откопал книгу “Первый над Арктикой” – воспоминания Я. Нагурского (Л., “Морской транспорт”, 1960). Написана несколько наивно, но факты впечатляют – в 1914 на гидросамолете “Морис Фарман” (по-существу это была деревянная авиетка, вес 450 кг, мощность двигателя 70 л.с.)  Нагурский (Jan Nagórski, 1888–1976) совершил пять полетов по несколько часов в северных районах Новой Земли, где любая поломка или ошибка грозила гибелью. Позже в служебном рапорте Нагурский пророчески написал: «Летать в арктических странах хотя и тяжело, но вполне возможно, и авиация в будущем может оказать гидрографии большую услугу при рекогносцировке льдов, в открытии новых земель нахождением и нанесением на карту подводных преград, препятствующих судоходству».

Scan-090723-0001

Вообще, биография его достаточно интересна. Как он сам пишет в предисловии:

Я ЖИВ, ОДНАКО!

Раскрыв 29-й том Большой Советской Энциклопедии, можно прочесть следующее: «Нагурский, Иван Иосифович (1883—1917)— русский военный летчик, совершивший первые полеты в Арктике на самолете. В 1914 году, в поисках русских арктических экспедиций Г.Я. Седова, Г.Л. Брусилова и В.А. Русанова, Нагурский совершил (с Новой Земли) на гидросамолете 5 полетов, во время которых достиг на Севере мыса Литке и удалился к Северо-Западу на 100 км от суши. Нагурский находился в воздухе свыше 10 часов и прошел около 1100 км на высоте 800—1200 м. Нагурский указал на возможность достижения Северного полюса на самолете».
Немецкая энциклопедия, упоминая о моих полетах в Арктике, также сообщает, по всей вероятности, по советским источникам, что я погиб в 1917 году.
Как первая, так и вторая энциклопедии, указывая одинаково дату моей смерти, считают, вероятно, что я погиб  на первом этапе  революции. Но это неверно.
О том, как я воевал во время первой мировой войны, как атаковал моим «Фарманом» германские цеппелины, как встретил революцию и возвратился в Польшу, напишу в следующей книге воспоминаний.
Данная же книга рассказывает о юных годах, о том, как я приобщился к авиации, и, наконец, содержит описание первых в истории человечества полетов в Арктике, совершенных мною.

Ян Нагурский

А вот так примерно выглядел первенец полярной авиации:

Источник: Wiki

Довольно подробно биография Нагурского и описания его пяти полетов изложены здесь. Оттуда же карта полетов:


Карта полетов Яна Нагурского над архипелагом Новая Земля, составленная на основе его рапорта в Главное гидрографическое управление (1914 г) и книги воспоминаний (1960 г.). ©"Крылья Родины".
http://www.polarpost.ru/Library/Tags/vehov-nagurskiy.html
http://gazetam.ru/28-aprelya/vdali-ot-rossii.-admiralyi-polskogo-flota.htm

Вообще, среди первых российских летчиков довольно много поляков. Вот еще только некоторые из них:

Янковский Георгий Викторович (Ежи-Витольд) (1888–1944). Родился в Лодзи. Окончил Варшавскую школу пилотов "Авиата". Работал лётчиком-испытателем у Сикорского. В мае 1912 г. установил всероссийский рекорд высоты. С 1914 г. Янковский воевал на собственном самолёте, в 1915 г. он стал командиром одного из "Ильи Муромцев". В Гражданскую войну Янковский воевал на стороне белых и после эмигрантских скитаний оказался в Югославии и служил в ВВС Хорватии. После её оккупации весной 1944 г. немцы включили хорватские части в состав люфтваффе. Погиб Г. Янковский в 1944 году при посадке на подбитом югославскими партизанами бомбардировщике.

Нижевский Роберт Львович (1885–1968). Полковник. Сын генерала русской армии, брат известного воздухоплавателя. Участник русско-японской войны. После окончания Офицерской воздухоплавательной школы летал на воздушных шарах и дирижаблях. Разочаровавшись в аппаратах легче воздуха, в 1915 г. перешёл служить в Эскадру Воздушных Кораблей и вскоре стал командиром одного из лучших экипажей – 9-го.  Воевал в Белой армии и эмигрировал после падения Крыма. Был лидером русской авиационной эмиграции во Франции. Создал памятник русским лётчикам в Париже.

Матыевич-Мацеевич, Бронислав Витольдович (1882 —1911).  Штабс-капитан, инструктор Севастопольской школы авиации. После командировки во Францию для изучения авиации был назначен инструктором во вновь открытую школу авиации в Севастополе и занимался обучением офицеров. Погиб при аварии 18 апр. 1911 г.

Комментариев нет:

Отправить комментарий