Снова об исторических пересечениях евреев и немцев… В «Дневнике улитки» Гюнтера Грасса есть фраза: «Когда всё полетит в тартарары, евреи будут последними истинными немцами».
Прежде всего об одном заблуждении. Немецкий философ Фридрих Ницше стал жертвой фальсификации, утверждает исследователь его творчества Кристиан Нимейер (Christian Niemeyer). Нимейер, написавший книгу «Энциклопедия Ницше», пришел к выводу, что «отцом фашизма» мыслителя сделала его родная сестра: после смерти философа она «редактировала» его труды, руководствуясь собственными антисемитскими взглядами, пишет The Daily Telegraph (источник):
Элизабет Ферстер-Ницше, сестра философа, придерживалась ультраправых взглядов. После смерти Ницше она фальсифицировала некоторые документы таким образом, чтобы создалось впечатление, будто Ницше был ярым антисемитом. Ферстер-Ницше делала все, что могла: рассказывала выдуманные истории о своем брате, писала от его имени несуществующие письма и правила рукописи — чтобы приписать ему националистические воззрения, говорит Нимейер. Именно она стала автором мифа о том, что Ницше был отцом фашизма.
Элизабет была замужем за одним из известных идеологов антисемитизма, Бернардом Ферстером. Супруги переехали в Парагвай, где создали вместе со своими единомышленниками немецкую колонию. Но вскоре из-за финансовых трудностей Бернард покончил с собой, и Элизабет вернулась в Германию.
Отношения между братом и сестрой были довольно напряженными. Элизабет не одобряла взглядов Ницше и его образа жизни, настраивала филососфа против его друзей. Однако в конце жизни, когда Ницше поразила психическая болезнь, Элизабет Ферстер-Ницше стала его сиделкой, а после смерти — распорядительницей его литературного наследия.
Нимейер тщательно исследовал архивы Ницше и обнаружил чудовищное количество подлогов и фальсификаций. Из 505 писем, которые в 1909 году опубликовала его сестра, лишь 60 были сохранены без изменений, говорит он, а 32 вообще были полностью выдуманы Элизабет. Она вымарала из дневников брата все нелицеприятные отзывы о собственной персоне, а также вычеркнула из рукописей куски, содержавшие критику антисемитизма. Ферстер-Ницше изменила многие высказывания брата таким образом, чтобы создать впечатление, будто он разделял взгляды французского философа-расиста Жозефа Артюра Гобино.
«Элизабет использовала множество грязных приемов, чтобы представить Фридриха Ницше отцом-основателем фашизма», — заключает Нимейер. Усилия увенчались успехом: в 1934 году она добилась того, что Гитлер трижды посетил созданный ею музей-архив Ницше и даже сфотографировался на фоне его бюста. Описанный философом идеал сверхчеловека (Uebermensch), ставящего себя выше любых табу, был превратно истолкован и взят на воружение идеологами Третьего рейха. Элизабет же Гитлер назначил пожизненную пенсию «за заслуги перед отечеством».
Цель Кристиана Нимейера — реабилитировать Ницше. Действительно, некоторые из ранних произведений философа могут трактоваться как расистские, но затем его взгляды изменились. Дружба Ницше с Рихардом Вагнером сошла на нет именно потому, что философ не разделял националистических взглядов композитора. Фридрих Ницше был бунтарем, который презирал любые предрассудки, включая национализм, резюмирует Нимейер.
Как памятка для себя – книга Греты Ионкис “Евреи и немцы в контексте истории и культуры”, СПб, Алетейя, 2006, 400 с. Здесь рецензия на неё.
И еще одна памятка для внимательного чтения: эссе Бориса Парамонова “Портрет еврея. Рассуждение об иудейском племени”.
Комментариев нет:
Отправить комментарий