воскресенье, 31 мая 2009 г.

Интернет и новое мышление

Очень интересная статья - “Делает ли Google нас глупее?” американского писателя Николаса Карра (Nicholas Carr, перевод и обсуждение здесь; оригинал на английском).

Хотя в заголовке упоминается Google, речь идет вообще об Интернете. Чтение в наше время заменяется ползаньем по интернету, анализ проблем – поиском готовых решений, искусство для избранных  - набором готовых рецептов и операций для всех. Я согласен с автором, что есть много поводов для беспокойства, я просто физически чувствовал, как мне трудно сосредоточиться на смысле тексте с экрана, а хочется быстрее прыгнуть и найти готовое резюме или новую ссылку. Судя по комментариям, многие пользователи так и не дочитали тот текст - “многа букофф”!

Разумеется, это все не ново. Подобные мысли можно найти уже у Сократа (Платон, “Федр”):

… Когда же дошел черед до письмен, Тевт сказал: "Эта наука, царь, сделает египтян более мудрыми и памятливыми, так как найдено средство для памяти и мудрости". Царь же сказал: "Искуснейший Тевт, один способен порождать предметы искусства, а другой - судить, какая в них доля вреда или выгоды для тех, кто будет ими пользоваться. Вот и сейчас ты, отец письмен, из любви к ним придал им прямо противоположное значение. В души научившихся им они вселят забывчивость, так как будет лишена упражнения память: припоминать станут извне, доверяясь письму, по посторонним знакам, а не изнутри, сами собою. Стало быть, ты нашел средство не для памяти, а для припоминания. Ты даешь ученикам мнимую, а не истинную мудрость. Они у тебя будут многое знать понаслышке, без обучения, и будут казаться многознающими, оставаясь в большинстве невеждами, людьми трудными для общения; они станут мнимомудрыми вместо мудрых".

Я это и раньше замечал на примере доминирующего стиля мышления в науке. На моей памяти произошел переход от “мастерства” к “ремеслу”,  от “творческого” неформального решения проблемы к перебору вариантов с изменением тех или иных параметров. Моделирование стало основным инструментом анализа, основная проблема теперь – засунуть исходные данные и задачи в “прокрустово ложе” готовых моделей.

Хотелось бы добавить вот еще что – такие изменения могут привести не только к новым формам обработки информации, но к отрыву информации сначала от образов, а потом и от эмоций… Все труднее становится использовать воображение, символы, чувства… Мне кажется об этом же несколько иначе говорят психологи (например, книга Вадима Ротенберга “Образ Я” )

Комментариев нет:

Отправить комментарий