А. ВЕНЕДИКТОВ: «Газпром» башня, Охта, Петербург, то, вокруг чего уже…
А. АВДЕЕВ: Скажу свое личное мнение. В свое время на заседании Государственной Думы я критиковал архитекторов, которые спланировали, а затем строители построили башню Дом музыки и гостиницу рядом с ним, которая неожиданно оказалась видна с Красной площади и на фоне Василия Блаженного и испортила весь вид. Тоже, кстати, вид, находящийся под охраной ЮНЕСКО. Это безобразие. И мы потеряли эту уникальную панораму Красной площади, если мы смотрим на нее со стороны Исторического музея. Поэтому я лично считаю, что башня в Санкт-Петербурге так, как она задумана архитектором, она, конечно, испортит город. Сейчас много подобных нареканий во Франции в адрес Монпарнасской башни.
А. ВЕНЕДИКТОВ: Ваша любимая Монпарнасская башня.
А. АВДЕЕВ: Она не любимая.
А. ВЕНЕДИКТОВ: Да, ваша нелюбимая Монпарнасская башня, любимая взял в кавычки.
А. АВДЕЕВ: Французское гражданское общество уже ставит вопрос о возможности разбора этой башни. Думаю, рано или поздно башня будет разобрана, и сам инициатор этого проекта, в бытность свою мэром Парижа, предыдущий французский президент соглашается с этими аргументами. Я думаю, рано или поздно это может произойти, когда мы созреем и станем нормальным гражданским обществом, и с башней рядом с Домом музыки. А башню на Охте, к счастью, пока не построили. Я думаю, что мэрия Санкт-Петербурга выскажется по этому поводу определенно.
А. ВЕНЕДИКТОВ: В этой связи вопрос. Город не может застыть. Он не может застыть в том виде, в каком был в 18-м, в 19-м или даже в 20-м, или даже в 21-м веке. Вот соотношение как вам видится (это же вкусовщина) между музейным обликом и новыми строительствами, «стекло, бетон, металл», как Высоцкий пел, а сейчас мы видим эти высотные башни. Кстати, очень красиво, если они отдельно стоят. Как вы, как министр культуры, и вы, как человек, который понимает в этом, вот как соотнести это? Да, город должен развиваться, должны строиться высотные дома красивые. И в то же самое время город не может становиться музеем, но должен оставаться музеем.
А. АВДЕЕВ: Я думаю, что в центре интереса должен оставаться человек. Я не пафосно говорю.
А. ВЕНЕДИКТОВ: Нет, это серьезный разговор.
А. АВДЕЕВ: Надеюсь.
А. ВЕНЕДИКТОВ: Не надо обижаться на меня.
А. АВДЕЕВ: Потому что высотные здания, скученные, во-первых, они давят на психику, давят на человека. Потому большая скученность влечет за собой большие пробки, тем более когда нет гаражей и больших магистралей. Третье – дышать нечем, у нас не морской город, Москва, и к вечеру, обратите внимание, голова иногда болит, потому что просто загазованный воздух. И кроме того, нет былых московских дворов, в которых выросли вы, в котором вырос я. Потому что двор – это и товарищество, это и возможность дружбы с соседями и общения с теми, кто живет в этом доме. Сегодня дома безлики и нет тех социальных отношений, тесных, близких, которые обязательно влекут за собой вежливость, дружбу, порядочность и сохранение собственного достоинства, собственного образа. Потому что если ты непорядочно поступил в своем дворе, в своем доме, за тобой этот след будет тянуться всю жизнь. Вот всё это исчезло, и сейчас в скученном, громоздком, давящем городе с агрессивной архитектурой человек не только теряет свою индивидуальность, он и теряет все нормальные человеческие качества, которые он должен сохранять.
среда, 10 декабря 2008 г.
Министр культуры России о башне Газпрома
Из интервью А.А. Авдеева (министра культуры России) "Эху Москвы" (полностью интервью - здесь).
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий