четверг, 11 декабря 2008 г.

Ситуация с нефтью Западной Сибири

Заметка из Российской газеты о нефти и геологии.

… Те, кто утверждают, что спусковым крючком послужил кризис, лукавят. Спад начался, когда мировые финансовые неурядицы еще не коснулись напрямую страны и отрасли, когда стоимость барреля была сверхвысокой. Просто кризис резко подталкивает в спину добывающие компании, приготовившиеся было к плавному спуску с пика добычи. Еще недавно пессимистический сценарий предусматривал сокращение извлечения нефти из недр Югры на сотни тысяч тонн в год, сегодня счет идет уже на миллионы.


Вообще, прогнозы приходится регулярно переписывать. Пришлось отказаться от планов покорить 300-миллионную отметку. Сейчас заветная мечта - во что бы то ни стало удержаться на 280 миллионах. Но как, если ресурсная база оскудела, а неф­тяные компании ввели режим тотальной экономии корпоративных расходов? Снижаются траты на поиск, доразведку месторождений, на разработку и внедрение технологий, природозащитные мероприятия.

Не лишним будет напомнить, что в 90-е годы отечественная нефтянка тоже скукожилась. Из недр Ханты-Мансийского округа выкачивали вдвое меньше, нежели сегодня. Стоимость барреля, опускавшаяся до 10-12 долларов, не подвигала к интенсификации добычи. Вложения в разведку сократились в разы, что поначалу не вызывало особой тревоги: с советских лет остался солидный резерв доказанных запасов. Преимущественно их и извлекали.

Вложения в геологию (деньги концентрировало в своих руках государство через налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы) стали расти на переломе столетий. Если оценивать по погонным метрам, то максимум был внушительным - превысил один миллион. Объемы бурения в регионе втрое уменьшились после отмены налога, заботу о приросте запасов переложили на компании. Федерация, правда, тоже вкладывает в разведку - до 20 миллиардов рублей в год. По мнению президента Союза нефтепромышленников Геннадия Шмаля, это ничтожный капитал. На ханты-мансийскую провинцию, дающую сегодня около 60 процентов российской нефти, приходятся крохи. В текущем году бюджетное финансирование поисковых работ в регионе практически прекращено. Территория признана малоперспективной. Остается, мол, добирать остатки крупных залежей, "откачивать" средние и множество мелких. Сливки, как прежде, не снимешь, себестоимость добычи увеличивается в силу изменения глубин и усложнения структуры залегания нефти.

Противоположного мнения придерживаются десятки авторитетных отечественных ученых. Нет, они не отрицают, что извлечение нефти в Западной Сибири сопряжено с существенным ростом затрат. Например, академик Алексей Конторович настаивает на масштабных геологических исследованиях. Ибо безосновательно делать выводы о том, что недра близки к истощению. Если условно представить геологические наслоения в три этажа, то верхний, самый близкий к поверхности, изучен наполовину, а выработан менее чем на пятую часть. Нижние же исследованы всего на шесть процентов. Эти цифры привел президент Сибирского научно-аналитического центра Анатолий Брехунцов.

Комментариев нет:

Отправить комментарий