На днях установили памятник А.П.Карпинскому (20-я линия В.О., около Среднего, напротив входа в геологический институт).
Общий вид:
И вблизи:
Мне непонятна сама идея такого памятника ученому – одна “отрезанная” голова, да еще с такой же рукой (что это рука - я даже догадался не сразу). Детям это напомнит Живую Голову из “Руслана и Людмилы”, взрослым – скорее голову Берлиоза или профессора Доуэля. Да еще авторы памятника посчитали что, разумеется, в Питере все знают кто такой Карпинский.
Еще одним бездарным памятником больше. Вообще, я с ходу вспомнил только один удачный памятник учёному – памятник Карлу Бэру в БАНе.
А ведь сама идея была неплохая – мало того что великий учёный, так и человек был очень достойный! Как вспоминает Н.В. Измайлов “… нашу ленинградскую делегацию возглавил президент Академии наук Александр Петрович Карпинский - обаятельный старик, внушавший всем, кто его знал или только видел, несмотря на его внешнюю простоту, безграничное уважение”.
Карпинский был один из немногих, кто не боялся спорить с решениями Политбюро. Характерны, например, документы в связи с переводом Академии в Москву (источник).
28 октября 1934 г.
О поездке т. Бухарина в Ленинград по делам Академии Наук
Поручить т. Бухарину выехать в Ленинград для переговоров с президентом Академии Карпинским о его переезде в Москву.
Протокол № 16, п. 12., Д. 954. Л. 6.
Решение написано от руки на отдельном листке. К нему приложена следующая записка:
СЕКРЕТАРЮ ЦК ВКП(б) тов. КАГАНОВИЧУ Л.М.
ПРЕДСЕДАТЕЛЮ СНК СССР тов. МОЛОТОВУ В.М.
Комиссия по переводу Академии Наук СССР обеспечила специальное помещение для переезда Президента Академии КАРПИНСКОГО, причем Непр[еменный] Секр[етарь] Акад[емии] ВОЛГИН вел переговоры с КАРПИНСКИМ о его переезде в Москву. Переезд КАРПИНСКОГО очень важен, в связи с тем, что у ряда академиков и профессоров проявляется стремление уклониться от переезда в Москву и переезд в Москву КАРПИНСКОГО явился бы решающим шагом для всей этой группы ученых Академии.
По полученным мною сегодня сведением КАРПИНСКИЙ упорно под различными предлогами уклоняется от дачи определенного ответа о переезде. Значительное влияние на КАРПИНСКОГО в этом отношении мог бы оказать тов. БУХАРИН, с которым я лично говорил по этому вопросу и который согласен поехать на пару дней в Ленинград для соответствующей беседы с КАРПИНСКИМ.
Считая политически важным переезд КАРПИНСКОГО в Москву, в связи с переездом Академии Наук, я предлагаю поручить тов. БУХАРИНУ выехать для этой цели в Ленинград.
26 октября 1934 г.
З. Беленький
На записке есть росписи: “за - Молотов, за Каганович” и отмечено, что Калинин, Андреев, Куйбышев - за.
Отчет Н.И.Бухарина о переговорах с президентом АН СССР А.П.Карпинским обнаружить не удалось, Карпинский переехал в Москву только в 20-х числах августа 1935 г., умер 15 июля 1936 г.
PS Еще статья о “руководящей роли партии” в советской науке.
Ага. Это значит, его буквально в пятницу поставили, в четверг я там проходил - только штыри под постамент были подготовлены.
ОтветитьУдалитьВ общем, хорошая идея был реализована через то место... через которое обычно все и делается. Геологи (конкретно - Л.И Красный, лично знавший Карпинского) предлагали совсем другой вариант памятника, и, в общем-то, другое место установки.
По поводу Вашего замечания, о неизвестности Карпинского - как раз в учреждении, возле которого установлен памятник, это все знают :-)
Если коротко: "В трудные годы революции и гражданской войны академик Александр Петрович Карпинский совмещал много ответственнейших должностей - с 1917 г. он встал во главе Академии наук и, несмотря на это, будучи директором Минералогического общества, отдавал много сил и времени, чтобы Общество продолжало существовать. В течение почти 30 лет он преподавал в Горном институте в Петербурге, являясь профессором этого учебного заведения. Одновременно он интенсивно работал и в области науки, при этом его научная деятельность была исключительно многогранной. Помимо геологических, тектонических и палеонтологических работ, он много сделал в других отраслях, в частности в минералогии и в учении о горных породах. Достаточно указать, что он, а также профессор А.А.Иностранцев были первыми из русских исследователей, применившими во второй половине XIX в. микроскопический метод для изучения горных пород, который поднял русскую петрологию на более высокую ступень". http://www.mineral.spmi.ru/
У нас в Карпинске тоже только голова на постаменте. Я думала, хоть в Питере поставят в рост...
ОтветитьУдалить