понедельник, 2 марта 2009 г.

Новые поиски самолета Амундсена спустя 81 год после катастрофы

Вот статья полностью (оригинал и фотографии - Spiegel):
Знаменитого полярного исследователя Руала Амундсена последний раз видели 81 год назад, когда он вылетал на поиски коллег, оказавшихся в снежном плену в районе Северного ледовитого океана. Теперь командование норвежского флота надеется, что высокотехнологичный подводный робот поможет разрешить загадку исчезновения Амундсена. 
Кое-что казалось странным с самого начала. Когда самолет-амфибия Latham 47.02 вылетел из северного норвежского города Тромсе 18 июня 1928 года, зрители заметили, что при полной загрузке взлет занял слишком много времени. На борту биплана французского производства была настоящая звезда - Роальд Амундсен, покоритель Южного полюса и национальный герой Норвегии.
Амундсен отправился в спасательную экспедицию в составе франко-норвежского экипажа во главе с Рене Гильбо. Они вылетели на поиски дирижабля "Италия" Умберто Нобиле. Дирижабль потерпел крушение при возвращении из экспедиции на Северный полюс в мае 1928 года.
Амундсен и Нобиле были хорошо знакомы. Двумя годами ранее Амундсен облетел полюс и отправился на Аляску с Нобиле и американцем Линкольном Эддсвортом. По правде говоря, они не были лучшими друзьями. Но теперь Нобиле находился в опасности, и Амундсен решил во что бы то ни стало его отыскать. Не найдя Нобиле, Амундсен погиб сам.
Радиосвязь с Latham 47.02 прервалась примерно через три часа после вылета. Самолет и экипаж исчезли без следа - и по сей день об их судьбе ничего неизвестно.
Если нынешняя экспедиция увенчается успехом, то загадка исчезновения Амундсена в скором времени может быть разрешена. В конце августа - начале сентября исследователи планирует изучить район к северо-западу от острова Медвежий, который находится примерно на полпути между северной оконечностью Норвегии и архипелагом Шпицберген.
"Организует эту экспедицию норвежский флот", - рассказала корреспонденту журнала Spiegel Каролина Малесса. Малесса – продюсер берлинской кинокомпании Context TV, которая планирует создать документальный фильм о новых поисках Амундсена.
Норвегия предоставляет тяжелое оборудование для поисков в Северном Ледовитом океане. Королевский норвежский тральщик Tyr и судно береговой охраны Harstad помогут экспедиции в сканировании дна океана. На счету Tyr уже несколько найденных затонувших судов, в том числе немецкий броненосец Scharnhorst периода Второй мировой войны и британский эсминец Hunter. На борту Tyr будет особый помощник: новый поисковый робот - или автономный подводный аппарат Hugin. В принципе норвежский флот планирует использовать его для поиска небольших подводных мин.
Ярко-оранжевый аппарат, который полностью автоматизирован и может передвигаться со скоростью четырех узлов (7,4 км в час). На обследование дна Баренцева море в месте предполагаемой гибели самолета Амундсена отводится около 18 часов. Обломки самолета, как полагают, лежат на глубине около 400 метров.
Область поиска охватывает широкие просторы. Хотя Harstad будет использовать свое гидролокационное оборудование для поиска затонувшего судна, полностью автоматизированный робот сосредоточит особое внимание на 116 квадратных километрах дна. "На аппарате Hugin находится гидролокационное устройство с разрешением до пяти сантиметров", - говорит Бьерн Йалвинг, который разработал этого робота для производителя морской электроники, компании Kongsberg Maritime. - Если самолет лежит где-нибудь в районе, где будут вестись работы, мы его обязательно найдем".
Члены экспедиции возлагают надежду на два массивных двигателя пропавшего самолета. "Они могут лежать рядом на дне океана", - говорит Дэниел Петри, одного из соучредителей Context TV. - Остальная часть самолета была построена из дерева, детали монтировались на стальной раме, которая с течением времени разложилась под воздействием морской воды".
Тот самый "Latham 47.02" в Бергене. 18 июля он вылетит из Тромсё и исчезнет... С Амундсеном был его соратник Берген Дитриксон (Dietrichson), и команда самолета: командир - капитан Рене Гильбо (Guilbaud), второй пилот - капитан-лейтенант Альбер де Кювервиль (de Cuverville), бортмеханик Георг Брази (Brazy), радист Эмиль Валлетт (Vallette).
А это поплавок «Латама» рядом с ящиком, в котором его прислали во Францию (из книги Э.Миндлина «Красин» во льдах). Этот поплавок обнаружила в Баренцевом море 1 сентября 1928 года шхуна "Бродд", а 13 октября был найден бензобак "Латама" со вбитой в него деревянной затычкой. И пока это всё, что мы знаем...
Добавлю еще несколько ссылок:

1) Подробный рассказ о последнем полете Амундсена - "Вокруг света";
2) Обсуждение в ЖЖ и кусок из книги Тур Буманн-Ларсена, "Амундсен", серия ЖЗЛ;
3) Последний полет Амундсена (много фотографий);
4) Вполне серьезный отчет группы экспертов;
5) Сайт, целиком посвященный поискам Амундсена.
 
PS Сначала я отнесся к сообщению о новых поисках весьма скептически - казалось, слишком велика неопределенность в поиске места авариии. Но вот что еще удалось найти:
... В начале 2003 года эксперты нашли карту норвежского рыбацкого судна, на которой отмечено место на северо-востоке от Острова Медвежьего, где судовая команда в 1933 году пыталась вытащить 6-10-и футовый объект. По словам Петерсена, описания объекта позволяют предположить, что это может быть часть крыла гидроплана Амундсена. Других сообщений о крушении самолета или судов в этом районе не было.
Охотник на тюленей признался недавно, что он использовал кусок древесины похожий на дверь, найденный в 1964 году для ремонта стены в деревянной хижине, на отдаленном острове Edgeoya в в норвежском архипелаге Svalbard, около 800 миль от северного полюса. Это могла быть часть хвоста или крыла самолета. Он только недавно связал этот факт с Амундсеном.
"Он был сделан из двух кусков древесины свинченных вместе и на нем были остатки чего-то красного", - сказал Торбъйорн Педерсен, редактор местного еженедельного Svalbardsposten, посетив недавно хижину.
Красная краска в те времена часто использовалась как грунтовка, и винты были типичными для самолетов построенных в 1920г.

Комментариев нет:

Отправить комментарий